Детский сад № 41 "Звёздочка" г.Саров

Советы педагога - психолога

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к дошкольному учреждению

                

 

           

            Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя "как рыба в воде"? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.

Выделено три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).

3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа психического развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка.

            Как практикующему психологу мне важно, чтобы под рукой была отработанная и эффективная система работы с детьми, родителями и педагогами. Постепенно, в  нескольких лет разрабатывались диагностический инструментарий, занятия с детьми, семинары с родителями и воспитателями, рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группах раннего возраста и т.д.

Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на  первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.  В нашем саду МБДОУ детский сад №41 ребенок проходит все этапы становления психологической автономности. Реализовать первый и второй этап в нашем саду нам помогает кружок "Играем с крохой" для неорганизованных детей с участков, который начинает свою работу в январе месяце. Дети посещают занятия совместно с родителями. Летом  открываются ясельные группы, сад набирает детей, начинается третий и четвертый этап становления психологической автономности ребенка. Все этапы ребенок проходит плавно, при сопровождении родителя, психолога и воспитателя. 

        Первый этап.  «Мы играем только вместе»

        Второй этап.  «Я играю сам, но ты будь рядом»

        Третий этап. «Иди, я немного поиграю один»

        Четвертый этап.  «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя»

        Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  • от отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
  • от наличия у ребенка отрицательных привычек (соска, укачивание перед сном).
  • от неумения занять себя игрушкой;
  • от несформированности элементарных культурно-гигиенических навыков;
  • от готовности родителей к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении;

·         от отсутствия опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми. Особенно страдают дети, опыт которых был сужен до минимума (мама-ребенок, бабушка-ребенок), ограничен рамками семьи.

           

 

 Развитие мелкой моторики – залог успешного интеллектуального развития 

Рекомендации родителям.

 

Дата последнего обновления страницы 04.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения