Детский сад № 41 "Звёздочка" г.Саров

Скоро в школу

 

 

Скоро в школу.

 

     Поступление в школу — необычайно важный, может быть, самый важный этап в жизни человека. И от того, как пройдет этот этап, нередко зависит вся его последующая жизнь. Вот почему так важно заблаговременно готовить ребенка к школе. 

  Из чего складывается этот процесс? Из целого комплекса составляющих, которые касаются буквально всех сторон личности маленького человечка. Представим себе для наглядности огромное дерево. Если в его корнях поместить «готовность к школе», а ветви, образующие крону, назвать: «мышление», «речь», «чтение», «счет», «память» (в том числе мускульная) и т.д., то ствол — это «произвольность поведения», а вершина дерева — способность ребенка воспринимать звуки, различать их и т.п. — то, что специалисты называют «фонематический слух».  Вот знаменитое высказывание по этому поводу известного психолога А.Р. Лурия: «Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звуко - буквенного анализа». 

 К сожалению, не у каждого ребенка они достаточно развиты. Как показывает статистика, детей с недоразвитым фонематическим слухом — порядка 50%. Правда, степень нарушения устной и письменной речи у них различна, но всё равно это затрудняет их обучение в общем потоке. Многие родители и воспитатели детских садов стараются так или иначе выправить негативную ситуацию, даже приглашают логопедов. Однако тут же прекращают занятия с дошкольником, как только у него исчезают явные (слышимые) нарушения. 

 Но вот, наконец, ребенок поступает в школу. И тут-то «скрытая патология» начинает цвести пышным цветом. Иначе говоря, всё более явственно проступают разнообразные нарушения письменной речи. 

  

Какие нарушения наблюдаются чаще всего?

 

Их множество: 

— в гласных — любые замены (о=а, е=и, о=ю), пропуски букв;

— в согласных — смешение д=т, б=п, т=п, н=п, с=з;

— некоторые предлоги пишутся слитно («втрехшагах…», «понебу…»);

— есть лишние слоги или пропуски в них букв («слеледы», «возращался»);

— допускаются ошибки в корне слова («скврцы», «раступились…»);

— не дописываются окончания слов («перелест») — нет согласования слов («пришел сентября…»).

Отсюда ясно, как важно научиться ребенку дошкольного и букварного периода различать — «дифференцировать» — смешиваемые при написании буквы —«графические формы»: а–о, и–э, я–ё, о–б, и–у, т–д, е–а, р–л, о–е, х  ж, р–п, б–д, у–з, р–з, ш–щ, и–ц, ц–щ, ш–ж, и т.д., а также звуки «фонетические формы» (на слух дети их тоже смешивают): ы–я, ю–ё, е–я, с–з, е–и, д–т, б–п, к–г, в–ф, ш–ж, с–ч, и т.д. 

Но времени в дошкольный и букварный период на эту работу не хватает! Да и учителя начальной школы своими уроками не в состоянии заменить занятия логопеда. Вот и возникает замкнутый круг. В результате нередко развивается стойкое отставание ребенка по русскому языку, а родители думают, что ребенок не учит правил и мало читает. Дело, конечно, не в правилах. Можно вызубрить их все, однако на практике, в учебной ситуации ребенок не видит или не слышит слова, и применять правило в том или ином конкретном случае он не может. Для этого нужна длительная помощь профессионала-логопеда.

 

Дорогие родители! 


     Не спешите браться за ремень! Вдумайтесь внимательно в неуспехи своего ребенка. Стремитесь помочь ему. Ведь это не просто «нелепые» ошибки, а результат неправильного восприятия им звуков — или, как мы говорим, несформированности фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи. Таких детей часто относят к разряду лентяев — неработоспособных, рассеянных, невнимательных или плохо переключающих внимание. Но это не вина их, а беда, так как у них плохо со слуховым восприятием, нарушение фонематического слуха. В свою очередь, это влечет за собой:

— неумение списывать,

— анализировать написанное,

— запоминать фразу из 4–5 слов,

— затруднения в письме по памяти и т.д.

Такие дети не могут подбирать проверочные слова, у них отсутствует языковое чутье. Чтобы избежать всё это, требуется большая подготовительная работа с ребенком до школы.  Что же конкретно нужно делать? Как говорят нейролингвисты: «Впускать речь». Чем раньше вы начнете развивать речь ребенка, тем лучше. Именно в период до 5-ти лет нейросенсорные пути открыты слову, звукам. В этот период необходимы звуковые подражания, потешки, считалки, скороговорки, песенки. Каждый день обязательно читать ребенку не только сказки, но и стихи: это формирует ритмическую сторону речи. Речевое творчество должно быть совместным: вместе с ребенком следует рассматривать картинки и предметы, говорить, рассказывать, рисовать, петь, сочинять и т.д.

Может возникнуть вопрос: стоит ли все это делать, если ребенок маленький и даже еще не говорит? Просто необходимо! Любой ребенок с рождения и далее должен буквально «купаться» в звуках — речевых и неречевых, естественным путем различать их, узнавать и повторять. Ответная реакция, если ребенок слышит, и нет опасения, что у него снижен слух, обязательно наступит. Но не надо соревноваться, соперничать с другими семьями: все дети развиваются по-разному. А если ребенок учит иностранный язык? Важно умерить родительские амбиции по поводу раннего обучения детей иностранному языку. Как часто мы слышим браваду: «Мой сын лучше говорит на английском, чем на русском!». На практике «двуязычные» дети долго овладевают родным языком и часто смешивают буквы и звуки.

 Нельзя также учить чтению детей, не выговаривающих звуки, так как это ведет к ошибкам на письме и закреплению уже дефектного произношения. 
Надо помнить, что речь — это не только «золотой ключик» в волшебную страну знаний и личностного развития, но еще и способ выразить себя, завести друзей, стать свободным и счастливым человеком. Владение литературным языком требуется человеку для успешного изучения всех школьных дисциплин. Родной язык — и средство общения, выражения мысли, и мощный стимул развития личности человека.

 Удачи и успехов Вам, дорогие родители, а мы, логопеды, всегда

Вам поможем! 

  

Книги, которые помогут Вам подготовить ребёнка к школе.

 

 При составлении Букваря автор использовал свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента — слога в качестве единицы чтения (в дальнейшем письма).

 

 

 

 

 

 

 

 Данная книга предназначена в качестве первой книги для детей, только что закончивших изучение букваря. Недостающее звено между Букварём и детской книгой восполнит «Первая после Букваря книга для чтения». Однако основная задача пособия состоит в том, чтобы начать формировать у детей любознательность, вызвать у ребёнка стремление приобретать новые знания, развивать пытливый ум и усидчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Если ваш ребенок научился читать, можно начинать учить его писать. В основе обучения дошкольника письму лежит слоговой принцип русской графики. Слог выступает в качестве единицы письма, в которой написание (и чтение!) гласной и согласной букв взаимообусловлено и представляет собой цельный графический элемент. Прописи имеют сугубо практическую направленность и являются приложением к Букварю (этого же автора), который успешно используется родителями и в детских садах.

 

 

 

 

 

 

 Дорогие родители! Вы, конечно, хотите, чтобы ваш ребенок пошел в школу, уже умея хотя бы немного читать, считать, писать. И даже зачастую сами пытаетесь обучить его этому, испытывая определенные трудности. Авторы помогут справиться с этой задачей легко, увлекательно, весело. Перед вами книга, состоящая из трех разделов: "Домашний букварь", "Веселая арифметика", "Звукарик". Каждый из них подготовлен педагогами с большим опытом работы и авторской апробированной методикой обучения.

 

 

 

 

 

Учитель-логопед: Сенкова Е.А.

Дата последнего обновления страницы 11.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения